#хочувжуковский

это интересно



Знаменитое гагаринское "Поехали" родом из Жуковского

Подготовка Первого отряда советских космонавтов, в том числе Юрия Гагарина, проходила в 1960 году в Летно-Исследовательском институте (ЛИИ) в городе Жуковском. Инструктором был лётчик-испытатель Марк Галлай, который каждую тренировку начинал восклицанием «Поехали!». К этому кличу привыкали космонавты, и уже на Байконуре, сев в «шарик» для реального полёта, Гагарин по привычке сказал «Поехали!»

идея и концепция НАУКОГРАДОВ РОДИЛиСЬ В ЖУКОВСКОМ

В Жуковском возник сам термин «наукоград» и разработана концепция присвоения этого статуса городу. При это сам статус Жуковский получил уже после Обнинска и других городов. В 2007 г. – постановлением Правительства РФ Жуковскому присвоен статус «Наукоград Российской Федерации».Приоритетными направлениями для города определены информационно-телекоммуникационные, транспортные, авиационные и космические системы, перспективные вооружения, военная и специальная техника..

Международный авиакосмический салон родился в городе

Первый авиасалон в Жуковском прошел в 1990 году, и после распада СССР авиаторы окончательно там и остались. С 11 по 16 августа 1992 года на базе Летно-исследовательского института (ЛИИ) имени Громова прошла первая уже в России Международная авиационно-космическая выставка «МосАэроШоу-92».В 1993 году выставка получила своё сегодняшнее официальное название и статус Международного авиационно-космического салона (МАКС) и стала проходит каждый нечетный год.

более 100 героев России и Советского Союза - жители города

В разное время в нём проживали (а многие живут и сейчас) более 100 Героев. Среди них: 2 дважды Героя Советского Союза, 59 Героев Советского Союза и более 36 Героев Российской Федерации, что в 10 раз больше, чем в любом городе России. Многие из них — лётчики и лётчики-испытатели, чья профессиональная деятельность была связана с риском и испытанием пределов человеческих возможностей. Их подвиги - огромный вклад в развитие авиации. С 2002 года в Жуковском отмечается День чествования Героев. Он празднуется 14 ноября.

книга рекордов, достижений и фактов города жуковский

В 2023 году мы приступили к регистрации фактов, рекордов и достижений жителей и коллективов города. Работа непростая, но очень интересная. Множество фактов разбросаны по интернету, хранятся в архивах. Наша задача — собрать их вместе и сделать достоянием общественности. Ведь нам есть чем гордиться, и есть то, что мы должны знать. Давайте вместе соберем самое яркое, самое выдающееся и самое интересное для начала здесь.

30
фактов

Факт № 1. Именно в Жуковском, в ЛИИ им. М.М. Громова проходил подготовку к первому полету человека в космос Юрий Гагарин и знаменитое "Поехали" родом из Жуковского. Юрий Алексеевич Гагарин (09.03.1934 — 27.03.1968) — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.  Подготовка Первого отряда советских космонавтов, в том числе Юрия Гагарина, проходила в 1960 году в Летно-Исследовательском институте (ЛИИ) в городе Жуковском. Инструктором был лётчик-испытатель Марк Галлай, который каждую тренировку начинал восклицанием «Поехали!». К этому кличу привыкали космонавты, и уже на Байконуре, сев в «шарик» для реального полёта, Гагарин по привычке сказал: «Поехали!»

Факт № 2. Более 100 героев России и Советского Союза проживали в городе за все время его существования.

Факт № 3. Жуковский - крупнейший российский наукоград в сфере авиации. Более того, именно в Жуковском возник сам термин «наукоград» и разработана концепция присвоения этого статуса городу. При это сам статус Жуковский получил уже после Обнинска и других городов. В 1999 году был принят федеральный закон "О статусе наукограда Российской Федерации". Первым официальным наукоградом стал Обнинск. В 2007 г. – постановлением Правительства РФ Жуковскому присвоен статус «Наукоград Российской Федерации».

Факт № 4. Жуковский – центр авиационной науки России. Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) имени профессора Н.Е. Жуковского, градообразующее предприятие — один из крупнейших в мире центров авиационной науки. Впервые в мировой практике институт объединил фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, производство и испытания опытных летательных аппаратов. В ЦАГИ разрабатываются концепции перспективных летательных аппаратов, новые аэродинамические компоновки самолетов и вертолетов, конструктивно-силовые схемы, критерии оценки устойчивости и управляемости летательных аппаратов, стандарты в области прочности, теория флаттера, проводятся фундаментальные и прикладные теоретические и экспериментальные исследования в области авиационной, ракетной и космической техники.

Факт № 5.
В распоряжении ЦАГИ — более 60 аэродинамических труб и испытательных стендов для исследования прочности, акустики, аэрогидродинамики и динамики летательных аппаратов, уникальны по составу, точности и сложности проводимых измерений. Некоторые из них вообще не имеют аналогов в мире!

Факт № 6. Один из символов города дозвуковая вертикальная аэродинамическая труба Т-105. Таких в мире всего 15 шт.

Факт № 7. Самое большое впечатление на неискушенных посетителей обычно производит установка Т-101 — самая большая дозвуковая аэродинамическая труба в Европе и вторая в мире по размерам рабочей части (той, где находятся объекты испытаний).

Факт № 8. Т-1-2 — первая в России аэродинамическая труба ЦАГИ находится на улице Радио в Москве

Факт № 9. Т-128 — крупнейшая в Восточном полушарии трансзвуковая аэродинамическая труба переменной плотности с компрессорным приводом.

Факт № 10. При институте ЦАГИ расположился Демонстрационный центр – открытая площадка для всех желающих, где можно познакомиться как с историей ЦАГИ, города, и с историей авиации.

Факт № 11. В городе также работает Технопарк ЦАГИ - экосистема для инноваций, девиз которого «Будущее начинается здесь». Резиденты разрабатывают авионику, IT продукты, БПЛА и даже строят самолеты.

Факт № 12. В Жуковском базируется «Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России». Это отряд высшего «тяжелого» класса по международной системе ИНСАРАГ. Во всем мире насчитывается около 20 отрядов такого класса. Одна из проведённых отрядом операций занесена в «Книгу рекордов Гиннеса»

Факт № 13. Каждый нечетный год Жуковский встречает гостей международного авиационного салона «МАКС», один из крупнейших мировых авиасалонов в мире (Салон входит в ТОП 10 и занимает 4-е место в мире)

Факт № 14. Жуковский – родина первого в мире Детского авиационно-космического салона ДАКС. ДАКС – первый в мире авиакосмический салон, организованный для детей. Он носит почетное имя Героя Советского Союза, летчика-космонавта СССР, заслуженного летчика-испытателя СССР Игоря Петровича Волка.

Факт № 15. Памятник первому в мире сверхзвуковому лайнеру Ту-144 установлен в Жуковском. Ту-144 — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, разработанный в КБ «Туполева», производившийся в Воронеже. Являлся первым в мире коммерческим сверхзвуковым пассажирским самолётом. Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на 2 месяца раньше своего аналога — британо-французского самолёта «Конкорд». Ту-144 является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло 5 июня 1969 года на высоте 11000 метров.

Факт № 16. В городе есть Пантелеймоновский храмовый комплекс, где расположено 10 музеев, в том числе музей авиации и космонавтики. Основал эти музеи Отец Николай Струков, единственный в мире «авиакосмический батюшка», человек, который кроме одуховления прихожан всю свои жизнь посвятил поддержке общественных движений, направленных на популяризацию национальной авиационно-космической идеи, и лично создавал, и творил в этом сегменте, прививая молодежи любовь к небу и своей родине. Церковный историко-археологический кабинет. Кабинет великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Кабинет писателя Н.Д. Телешова. Музей истории города Жуковского, отечественной авиации и космонавтики. Кабинет истории Быковской земской больницы. Политехнический музей в миниатюре. Музей народного декоративного искусства России. Музей минералов и окаменелостей. Музей радиоэлектроники. Музей слоников...

Факт № 17. В музее слонов на территории храмового комплекса рекордное количество фигур слонов. В коллекции музея более 7 500 экспонатов – статуэток слонов и слоников, выполненных из самых разных материалов: камня, хрусталя, стекла, глины, кости, фарфора, гипса, кожи, дерева, воска, пластмассы, металла, резины, ракушек, текстиля и других. По нашему мнению – это однозначно рекорд России, и возможно мировой рекорд.

Факт № 18. Бор – 4. Единственный в мире прицерковный космический корабль. Его название - это аббревиатура: "беспилотный орбитальный ракетоплан". Этакий маленький "Буранчик" размером с легковой автомобиль (3,8м в длину, 1,4 тонны веса), и тем не менее по-взрослому летавший на орбиту. "Бор" - связующее звено "Бурана" с предыдущим советским проектом "Спираль", которым руководил тот же самый конструктор со звучным именем Глеб Лозино-Лозинский. Был запущен 3 июня 1982 года в 21:36 (UTC) с космодрома Капустин Яр, стартовый комплекс № 107 ракетой-носителем «К-65М-РБ5» (модификацией РН «Космос-3М»). Совершив 1,25 витка вокруг Земли приводнился в Индийском океане. Отлетавший своё "БОР-4" хранился в Лётно-исследовательском институте имени Громова, и где-то на рубеже 20-21 веков его хотели утилизировать. Но кто-то вспомнил, что в Жуковском есть всенародно любимый батюшка, который собирает музей, и вот "БОР-4" переместился в музей Пантелеймоновского храмового комплекса.

Факт № 19. Житель Жуковского Сергей Статкевич зарегистрировал рекорд в FAI (Международной авиационной федерации) в Лозанне. 28.02.2018 аэронавт на аэростате «Беспечный ангел» собственного производства совершил полет, побив мировой рекорд по дальности. Сергей на самом маленьком шаре международного класса АХ-1 в категории 250 м.куб. и менее преодолел 68 км 470 м. Впервые за 30 лет побил рекорд известного американского пилота Койя Фостера, пролетевшего 48 км 440 м.

Факт № 20. Космонавт, выпускник школы №3 города Жуковского Константин Борисов находился на Международной космической станции (МКС), куда прибыл на корабле Crew Dragon в середине августа 2023 года. Константин Сергеевич Борисов (род. 14 августа 1984) — российский космонавт-испытатель отряда ФГБУ «НИИ ЦПК имени Ю. А. Гагарина». Родился в Смоленске, но в связи со службой отца переехал в город Жуковский. Окончил школу №3. В отряд космонавтов попал по своей инициативе, подав заявление, проработав до этого несколько лет менеджером в одной из коммерческих компаний. С 26 августа 2023 года по 12 марта 2024 года Константин Борисов совершил свой первый полёт в космос в качестве специалиста миссии Crew-7 на МКС. Продолжительность полёта составила 199 суток 2 часа 20 минут 11 секунд. 6 сентября 2024 года Указом Президента Российской Федерации Константину Сергеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия — медали «Золотая Звезда». Также имеет звание «Лётчик-космонавт Российской Федерации» (2024) и звание «Почётный донор России».

Факт № 21. 26 марта 2016 мировой рекорд по количеству одновременно поднятых в воздух авиамоделей установили в рамках авиамодельного фестиваля «Взлет России» в г. Жуковский, 360 моделей было на поле, в воздух взлетели порядка 250 моделей.

Факт № 22. 31 августа 1977 г. на экспериментальной машине на базе МиГ-25, Александр Васильевич Федотов – житель города Жуковский установил абсолютный рекорд высоты – 37 650 м. (Е-266 по классификации ФАИ. Абсолютный рекорд высоты для самолётов с реактивными двигателями). Всего же ему принадлежат 18 мировых рекордов, 3 из которых абсолютные, т. е. для всех классов самолетов.

Факт № 23. Александр Федотов участвовал в испытаниях ещё одного экспериментального истребителя-перехватчика – Е-152. 7 октября 1961 года на этом самолёте он устанавливает свой первый мировой авиационный рекорд – на 100-км замкнутом маршруте достигает скорости 2.401 км/ч. Этот рекорд являлся также абсолютным мировым рекордом скорости на замкнутом маршруте. Поэтому за это достижение Александр Васильевич был награждён одной из самых престижных наград Международной авиационной федерации (FAI) – медалью де Ла Во. Эта медаль вручается по итогам года пилотам, установившим абсолютные мировые рекорды (скорости, высоты и дальности полёта).

Факт № 24. «Чудо на кукурузном поле». Авиационная авария, произошедшая рано утром в четверг 15 августа 2019 года. Авиалайнер Airbus A321-211 авиакомпании «Уральские авиалинии» выполнял плановый рейс U6 178 по маршруту Москва-Симферополь, но вскоре после вылета из аэропорта Жуковский столкнулся со стаей чаек, и у него отказали оба двигателя. Экипаж сумел благополучно посадить самолёт на кукурузное поле. Все находившиеся на его борту 233 человека выжили, 74 человека получили травмы различной степени тяжести. пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин получили звания Героев России, побывали на многих тв-шоу, где рассказали о «чуде на кукурузном поле». На основе данных событий снят фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы». В главной роли – Егор Бероев.

Факт № 25. 2 августа 1985 года на взлётной полосе ЛИИ им. Громова была проведена первая успешная пробежка самолета-аналога космического корабля «Буран» – составной части проекта многоразовой космической системы «Энергия-Буран». Игорь Волк и Римантас Станкявичюс провели разгон до 205 км/ч и торможение космического самолёта БТС-02 с использованием парашютной системы. Работа по программе «Энергия-Буран» началась в 1976 году. 86 министерств и ведомств и 1286 предприятий всего СССР (всего около 2,5 млн человек) принимали участие в создании этой системы. Для горизонтально-летных испытаний был разработан специальный экземпляр (аналог) орбитального корабля, который был оснащен штатными бортовыми системами и оборудованием, функционирующим на заключительном участке полета. Для обеспечения взлета корабль был оснащен четырьмя турбореактивными двигателями. Аналог «Бурана» проходил испытания в ЛИИ им. Громова. При первой пробежке были проверены: система управления при движении по ВПП с выполнением змейки при включенной системе управления передней стойкой шасси (на скорости 30…40 км/час); система торможения (на скорости 100 км/час) с нагрузкой на основные стойки шасси, затем разворот и разгон до максимальной скорости и торможение с использованием тормозных парашютов.

Факт № 26. Жуковчанка Алина Шенцева стала обладателем титулов Миссис Россия Классик Земной шар и Миссис Европа Классик Земной шар 2022. Имеет 3 высших образования: Технический университет им Баумана, Ленинградский государственный университет, Шведский Университет Malmoe. Владеет 3-я иностранными языками, многодетная мама 3-х детей.

Факт № 27. Летчик-испытатель Квочур Анатолий Николаевич — житель города Жуковский установил более 11 мировых рекордов. Летчик-испытатель Летно-испытательного института имени М.М. Громова, майор запаса, герой России, заслуженный летчик-испытатель СССР. Жуковчанин. Выполнял демонстрационные полёты более чем в 20 странах, был участником более 30 международных авиасалонов и выставок. Установил 11 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Су-27. Награжден звездой Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новых образцов авиационной техники. Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени за заслуги перед государством, многолетний добросовестный труд и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами. Орденом Трудового Красного Знамени. С 1990 года — заслуженный лётчик-испытатель СССР.  

Факт № 28. Алексей Архипович Леон готовился к выходу в открытый космос, а также впоследствии к высадке на луну в ЛИИ г. Жуковский. Алексей Архипович Леонов (30.05.1934 года - 11.10.2019 года) – лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза. Совершил первый в мире выход человека в открытый космос во время полёта корабля «Восход-2» 18–19 марта 1965 года, продолжительностью 12 минут 9 секунд. В 1965 году Леонов вместе с Е. В. Хруновым готовился к выходу в открытый космос на борту летающей лаборатории Ту-104ЛЛ в ЛИИ. В рамках подготовки к полёту на Луну Леонов вместе с В.А. Шаталовым работал (летал) в Лётно-исследовательском институте (ныне — Лётно-исследовательский институт имени М.М. Громова) в городе Жуковский. занимался отработкой действий по пилотированию лунного корабля при посадке на Луну и взлёте с неё на динамических тренажёрах, созданных на базе вертолётов Ми-4 и Ми-8. Кроме того, Леонов в составе группы прошёл тренировки по отработке скафандров «Орлан» и «Кречет-94», а также по переходу из ЛОК (лунного орбитального корабля) в ЛК (лунный корабль) и обратно в скафандре «Кречет-94».\

Факт № 29. В Жуковском жил и работал легендарный космонавт Игорь Петрович Волк. Игорь Петрович Волк (12.04.1937 — 03.01 2017). Лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР. Единственный космонавт, который родился в день космонавтики. С 17 по 29 июля 1984 года совместно с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой совершил космический полёт в качестве космонавта-исследователя экспедиции посещения орбитальной станции «Салют-7» на корабле «Союз Т-12» под позывным «Памир-3». Продолжительность полёта составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. Первый в мире провёл испытания поведения самолётов на больших закритических углах атаки (до 90°), выполнив фигуру высшего пилотажа «кобра». Проводил штопорную программу на Су-27, в процессе которой впервые выполнил динамическое торможение, «поставив самолёт на хвост». В рамках авиационно-космической программы «Спираль» в мае 1976 года проводил испытания дозвукового аналога орбитального самолёта — МиГ-105.11 (начальный этап). В 1984–1987 годах был командиром отряда космонавтов-испытателей аналога КК «Буран». В ходе испытаний проекта «Буран» выполнил пять рулёжек и тринадцать полётов на специальном экземпляре корабля. Участвовал в трансконтинентальном перелёте Москва — Канберра — Москва на самолёте Як-18Т (12 ноября 1991 — 2 февраля 1992). С 1984 по 1987 год был депутатом Жуковского горсовета. 25 июля 1986 года Игору Волку было присвоено звание «Почётный гражданин города Жуковского». В 1995–1997 годах возглавлял Лётно-испытательный центр (ЛИЦ) ЛИИ, будучи одновременно заместителем начальника ЛИИ. В Жуковском в районе Солнечной улицы установлен бронзовый бюст И. П. Волка, а окружающий памятник небольшой сквер назван его именем. Волк был награждён орденами Ленина, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалью «Звезда Героя», «За заслуги в освоении космоса» и другими.

Факт № 30. Космонавт Анатолий Семёнович Левченко житель города Жуковский. Анатолий Семёнович Левченко (21.05.1941 — 06.08.1988) — заслуженный лётчик-испытатель СССР, лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза. В 1971–1977 годах — лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института (ЛИИ), участвовал в испытаниях истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолётов (всего освоил 87 типов и модификаций самолётов). 21–29 декабря 1987 года участвовал в полёте на станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя на кораблях «Союз ТМ-4» (старт; командир экипажа — Владимир Титов, бортинженер — Муса Манаров) и «Союз ТМ-3» (посадка; командир экипажа — Юрий Романенко, бортинженер — Александр Александров). Продолжительность полёта — 7 суток 21 час 58 минут.

   


Cookie-файлы
Настройка cookie-файлов
Детальная информация о целях обработки данных и поставщиках, которые мы используем на наших сайтах
Аналитические Cookie-файлы Отключить все
Технические Cookie-файлы
Другие Cookie-файлы
Мы используем файлы Cookie для улучшения работы, персонализации и повышения удобства пользования нашим сайтом. Продолжая посещать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов Cookie. Подробнее о нашей политике в отношении Cookie.
Понятно Подробнее
Cookies