top of page

Квочур Анатолий Николаевич — летчик-испытатель.

Легенды авиации


Квочур Анатолий Николаевич — летчик-испытатель Летно-испытательного института имени М.М. Громова, майор запаса, герой России, заслуженный летчик-испытатель СССР.


Выполнял демонстрационные полёты более чем в 20 странах, был участником более 30 международных авиасалонов и выставок. Установил 11 мировых авиационных рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Су-27.


Награжден звездой Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новых образцов авиационной техники. Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени за заслуги перед государством, многолетний добросовестный труд и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами. Орденом Трудового Красного Знамени. С 1990 года — заслуженный лётчик-испытатель СССР.

 


Квочур Анатолий Николаевич — летчик-испытатель

 

Родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Могилев-Подольского района Винницкой области Украины в семье агронома. Окончил 10 классов.

В Вооруженных Силах СССР с 1969 года. В 1977 году А.Н. Квочур уволился в запас в связи с поступлением в Школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР.


Провел многочисленные испытания новейших самолетов ОКБ. Он испытывал МиГ-23, МиГ-25, палубный и обычный варианты МиГ-29.


С МиГ-29 вообще связано много страниц в биографии А. Н. Квочура. Это и достижение в 1982 году предельной по прочности самолета перегрузки в 9 (!) единиц. Это и испытания на нем всего комплекса ракетных вооружений нового поколения (ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность») от сброса макетов до стадии боевого применения. Это и первые полеты на палубном варианте МиГ-29, когда в стране еще никто не имел опыта полетов в палубной авиации. Это первые в СССР взлет и посадка с палубы авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в ночное время. Это и известное всему миру по кадрам кинохроники катапультирование на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году, когда при пролете над толпами людей на сверхмалой высоте в двигатель самолета попадает птица, машина заваливается на крыло и за 7 секунд летчик успевает направить ее на единственный свободный пятачок летного поля. Сам катапультируется менее чем за 2 секунды до удара с землей. На земле за это время никто так и не понял, что произошло и никто не получил ни единой царапины.

С 1991 года А.Н. Квочур — летчик-испытатель Летно-испытательного института (ЛИИ) имени М. М. Громова и начальник лаборатории эргономики ЛИИ.


В 1995 году Анатолий Квочур выполняет уникальный полет из Москвы в Австралию и обратно. В 1999 году во взаимодействии с 37-й армией Верховного Главнокомандования (стратегическая авиация России) Анатолий Квочур выполняет два сверхдальних перелета на одноместном истребителе Су-27 через Северный полюс по замкнутому маршруту, примерно по 15 тысяч километров каждый с дозаправками в воздухе. В этих полетах исследовались новые научно-технические разработки, в том числе спутниковый радионавигационный комплекс, бортовое компьютерное оборудование, различные индикаторы и самописцы. Именно по спутниковым данным велся поиск и сближение истребителя с самолетами-заправщиками. Велось непрерывное медико-физиологическое обследование самого летчика. В сентябре 2006 года летчики-испытатели Анатолий Квочур и Сергей Коростиев выполняют на двухместном учебно-боевом истребителе Су-30 беспосадочный полет в память легендарного перелета В. П. Чкалова 1936 года по маршруту — Москва — Дальний Восток (остров Чкалова) — Москва. Дальность полета — свыше 12500 километров, продолжительность — свыше 15 часов, 4 заправки в воздухе. Испытана в действии новая цифровая кабина пилота, где вся информация выводится на один дисплей, заменяющий сотни индикаторов и датчиков.


С 1995 года А.Н. Квочур — заместитель начальника ЛИИ имени Громова по оборонной тематике.


Несмотря на солидный возраст, продолжает много летать. Пилотаж в его исполнении считается непревзойденным по своей сложности и красоте. Фигуры высшего пилотажа без пауз сменяют друг друга на предельно малой высоте. Безусловно, за этим стоит высочайшее мастерство самого летчика, глубочайшее знание самолета, умение использовать все возможности машины. Многие фигуры высшего пилотажа реактивных истребителей разработаны самим летчиком, им же созданы методики их применения и обучения пилотов. Когда западная пресса рассказывает о полетах Квочура, эпитеты «русская летающая легенда», «летчик от Бога» и им подобные льются рекой. Только в России о выдающемся испытателе знает в лучшем случае один человек из нескольких тысяч.


Всего А. Н. Квочуром освоено и испытано свыше 40 типов и модификаций машин, установлен ряд мировых рекордов. Он продолжает испытательскую и научную работу. В 1999 году окончил Академию государственной службы при Президенте РФ. Жил в городе Жуковский Московской области.

 

Квочур был женат, у него пятеро детей. Анатолий Николаевич Квочур ушел из жизни 15 апреля 2024 года.

 

 


 

Квочур Анатолий Николаевич — летчик-испытатель

 

bottom of page